Ко мне как социологу и эксперту в области религиоведения обратились с просьбой дать заключение по вопросу о том, является ли Саентология религией. Отвечая на этот вопрос, я не делаю никаких заявлений относительно того, правильна ли Саентология или ошибочна. Я скорее принимаю во внимание соответствие Саентологии критериям, которые обычно используются для описания религии. Эти критерии не имеют абсолютно чёткого очертания: разные авторы предлагают различные толкования, начиная с У. Дж. Ранчимана,1 который использовал термин «религия» как синоним «идеологии», и заканчивая Вернером Коном,2 который утверждает, что английское слово «религия» является настолько сложным и столь сильно зависит от особенностей культуры, что было бы неуместно использовать его в отношении тех или иных аспектов незападных или нехристианских культур.
Большинство учёных в этой области едины в том, что религия представляет собой систему верований и практик, относящихся к сверхъестественному, божественному или трансцендентному. Используя эту посылку в качестве отправной точки, можно выявить различные характерные черты, присущие большинству признанных религий, а может, и всем религиям. Чем полнее проявляются эти черты в отдельной системе верований и практик, тем с большей уверенностью можно считать эту систему религией.
Выявляя черты, обычно присущие религиям, я буду использовать концепцию, предложенную Нинианом Смартом, одним из ведущих учёных в области мировых религий.3 Я широко использовал элементы этой концепции в моих предыдущих работах,4 поэтому она подходит не только для целей настоящего исследования.
Я не являюсь саентологом. Формулируя свои заключения, я детально изучил саентологические публикации, наблюдал за деятельностью Церкви Саентологии в Сиднее и беседовал с некоторыми из последователей Саентологии. Я также знаком с многочисленными социологическими исследованиями Саентологии в других частях света.
Ниже я привожу основные работы по Саентологии, которые я изучил в рамках моего исследования. Они представлены в хронологическом порядке по дате их первой публикации:
«Дианетика: современная наука о разуме» (1950)
«Дианетика: эволюция науки» (1950)
«Наука выживания» (1951)
«Продвинутая процедура и аксиомы» (1951)
«Саентология: история человека» (1952)
«Саентология 8-80» (1952)
«Саентология 8-8008» (1952)
«Лекции в Финиксе» (прочитаны в 1954, опубликованы в 1968)
«Создание человеческих способностей» (1955)
«Саентология: основы жизни» (1956)
«Жили ли вы до этой жизни?» (1960, пересмотрена и расширена в 1977 году)
«Введение в саентологическую этику» (1968, пересмотрена и дополнена в 1989 году)
«Саентология 0-8: книга основ» (1970)
The Background and Ceremonies of the Church of Scientology («Истоки и церемонии Церкви Саентологии», 1970)
Mission into Time («Миссия во времени», 1973, расширенная версия книги A Test of Whole Track Recall «Проверка рикола полного трака», 1968)
«Дорога к счастью» (1981)
«Понимание Е-метра» (1982, пересмотрено в 1988)
Что такое Саентология? (1992)
«Саентология: настольная книга», основана на работах Л. Рона Хаббарда (1994)
«40-я годовщина Церкви Саентологии» (1994)
Перечисленные публикации являются официальными изданиями Церкви Саентологии, и практически все они написаны Л. Роном Хаббардом. Те, что не полностью относятся к авторству Хаббарда, опираются в основном на его работы. Цитаты и ссылки, приведённые ниже, взяты из последних англоязычных изданий.
1. W. G. Runciman, “The Sociological Explanation of ‘Religious’ Beliefs,” Archives Europèennes de Sociologie 10 (1969): 149-191.
2. Werner Cohn, “Is Religion Universal? Problems of Definition,” Journal for the Scientific Study of Religion 2 (1962):25-33.
3. Смарт занимал должность профессора религиоведения в Ланкастерском университете (Великобритания) с 1967 по 1982 год. С 1976 г. он занимал должность профессора на факультете религиоведения в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. В настоящее время Смарт является профессором сравнительного религиоведения в этом университете.
4. Например, Alan W. Black and Peter E. Glasner, eds. Practice and Belief: Studies in the Sociology of Australian Religion, Sydney: Allen and Unwin, 1983.