Начало Саентологии было положено в 1930-х годах, когда Л. Рон Хаббард, американец, которому суждено было стать основателем Саентологии, путешествовал по Востоку в поисках ответа на вопрос: почему так несчастен человек? Никто не мог ответить ему на многие вопросы, которые он задавал, будучи ещё молодым человеком, а главное, на вопрос о том, откуда пришёл человек и куда он уходит.
В 1950 году господин Хаббард написал книгу о предмете, названном им «Дианетика» («через разум»), которая стала его ранним исследованием человеческого разума. Эта книга, «Дианетика: современная наука о разуме» [Dianetics, the Modern Science of Mental Health], пользовалась большой популярностью и вскоре стала бестселлером. Было продано более 17 миллионов экземпляров этой книги. По мере того как росло движение Дианетики, расширялась и область проводимых исследований. Предметом исследований стал не только разум, но и душа. Так родился ещё один предмет — Саентология. В 1954 году в Соединённых Штатах была основана первая церковь. Вскоре после этого Дианетика пришла в Японию, хотя формально миссионеры прибыли в Японию лишь в 1962 году. Это событие и стало фактической отправной точкой истории Саентологии в Японии. 10 сентября 1962 года в переполненном зале состоялась первая официальная лекция по Саентологии.
Слово «Саентология» происходит от латинского scio, означающего «знание» (в самом полном значении этого слова), и греческого logos, означающего «слово» или внешнюю форму, при помощи которой выражается и излагается мысль.
В книге «Саентология: основы жизни» [Scientology: The Fundamentals of Thought] господин Хаббард поясняет, что сам предмет уходит корнями в психологию. Однако следует понимать, что в его основе лежит не современная психология, а, скорее, более древняя психология в том виде, в котором она исследовалась в мировых религиях до прошлого столетия, когда из этих исследований была удалена духовная основа.
Буквально слово «психология» означает «изучение духа». Современная психология потеряла это значение: она более не изучает дух и не признаёт его в качестве настоящей области исследований. В этом смысле Саентология очень отличается от неё, поскольку она, как и большинство великих религий, исследует дух.
Обычно религии признают тот факт, что человеческая душа связана с великой «жизненной силой» нашей Вселенной. Однако само слово «душа» с трудом поддаётся определению. Некоторые исследователи считают, что дух на самом деле является разумом человека. Но в Саентологии термин «дух» означает «сам человек», и в это слово вкладывается намного большее значение чем просто разум. В одной из японских религий Синто — Сейтё-но-Ие — это слово означает «дитя Бога». Оно соответствует японским словам «хайм» или «хайко». В Саентологии господин Хаббард создал термин «тэтан», происходящий от греческого слова «дух», и ни одно другое известное слово не могло бы точнее описать это понятие.
Обычно религии признают тот факт, что человеческая душа связана с великой «жизненной силой» нашей Вселенной. Некоторые исследователи считают, что дух на самом деле является разумом человека. Но в Саентологии термин «дух» означает «сам человек», и в это слово вкладывается намного большее значение чем просто разум.
Религии издавна создавали новые слова для названия новых понятий, для которых не существует подходящих слов. В Японии Учитель Кободайши, основатель Шингона (очень древней традиционной крупной эзотерической буддистской секты) создал много слов, которые необходимо было разработать для того, чтобы религия могла существовать.
В то же время в Саентологии не существует нового слова для понятия «Бог». Несмотря на то, что Саентология может не изучать основ этого явления, и на то, что у последователей этой религии могут быть свои представления о том, чем является или не является это определение, для описания этого явления в ней используются такие слова, как: «Высшая Сущность», «бесконечный», «всеобъемлющий», «творец Вселенной» и, конечно, «Бог».
В отличие от некоторых других религий, в Саентологии отсутствует определённый догмат в отношении понятия «Бог». Вместо этого человеку предлагается развивать своё понимание сути явлений и своего места во Вселенной. Это — истоки веры. Таким образом, люди, которые изучают Саентологию, являются представителями не только разных национальностей и профессий, но и самых разнообразных религиозных убеждений. В Японии, как и на Востоке вообще, исповедование нескольких религий — дело обычное. В русле этой традиции некоторые японцы, изучающие Саентологию, также не отказываются и от своих религий, но, насколько понимает автор этой работы, используют свои занятия Саентологией в целях укрепления своих предыдущих религиозных убеждений и веры в Бога. Эта концепция напоминает обычаи сравнительно новой религии Синто — Сейтё-но-Ие — последователи которой также исповедовали до обращения в неё Христианство, Буддизм или другие религии.