Слову «вероотступничество» соответствует греческое apostasia, что первоначально означало «восстание», «выход» или «раскол». В религиозном смысле это слово используется для обозначения сознательного отречения от своей религии. Вероотступничество тесно связано с понятием ереси, когда отвержение традиционных убеждений и практик в пользу нетрадиционных в рамках одной религии считается решительным отрицанием истинной религии. Вероотступничество как таковое следует понимать как акт общественной, а не частной жизни. Вероотступничество не заключается в религиозных сомнениях отдельного лица или отходе от религиозных практик. Вероотступничество — это открытый отказ от своих прежних религиозных верований и ритуалов и осуждение их. Зачастую вероотступник отрекается от одной религии, чтобы присоединиться к другой, но может отойти и от религии в целом.
III.I. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ ИУДАИЗМЕ
В еврейской Библии решительно осуждается национальное вероотступничество древних израильтян, которые вновь и вновь возвращались к политеистической религии и культуре, их породившей. Однако первые акты вероотступничества отдельных людей имели место в период царствования Антиоха Епифана (ок. 175–164 до н.э.), императора-язычника, который заставил многих евреев отречься от их культа Бога и начать поклоняться греческим богам. Увлечение эллинистической культурой оказывало значимое влияние на еврейскую религию и культуру до Маккавейской войны, в итоге которой было восстановлено еврейское право и возрождено стремление евреев к независимости. Отдельные случаи вероотступничества всё ещё имели место, но связанный с ним отказ от еврейского права в крайней степени осуждался еврейским сообществом.
Позже в течение римского господства евреям было позволено свободно исповедовать свою религию под формальной политической властью еврейской тетрархии. В это время процветали сектантские движения, но по силе они уступали христианству, которое в итоге полностью отделилось от иудаизма. Сектанты и христиане осуждались как вероотступники. Более того, такое вероотступничество осуждалось и в политическом, и в религиозном смысле, так как для евреев религия была неотделима от гражданства. Вероотступничество считалось и преступлением против государства, и грехом против Бога. Вероотступникам отказывали и в спасении души, и в гражданских правах.
III.II. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ЯЗЫЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ
Так как греческая и римская религии были политеистическими, идея исключительности в целом была им чужда. В языческих культах не изгоняли тех членов, которые придерживались параллельных религиозных традиций или философских кругов. Однако богов языческих религий зачастую официально признавали гражданские власти, и таких богов отождествляли с благополучием государства. В таких случаях отречение от религии, одобренной властью, влекло за собой осуждение со стороны общественности и даже преследование при поддержке государства. На Востоке, в Греции, христиан обвиняли в атеизме, так как они отвергали богов, которых почитал народ. На Западе, в Риме, христиан осуждали за то, что они отрекаются от религии своих предков. Каким бы ни было обвинение, ранних христиан, которые отказывались почитать признанных народом богов, осуждали и часто преследовали за мятеж против государства. Короче говоря, в языческом обществе вероотступничество стало проблемой только тогда, когда вероотступники стали отвергать традиции предков или признанных народом богов.
III.III. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Многие из тех, кто перешёл в христианство из иудаизма или язычества в ранний период, продолжали соблюдать иудейские ритуалы или отмечать религиозные языческие праздники. Сначала приверженность прежним религиозным традициям не считалась вероотступничеством. Вероотступничество стало очевидной проблемой только тогда, когда христианская церковь отделилась от иудаизма и гностических направлений христианства. Уже в Новом Завете вероотступничество связывается с лжеучителями и лжепророками, чьё появление предвещает конец света в виде апокалипсиса. В ранние века, когда христианство отделялось от еретических и раскольнических движений, вероотступничество было в значительной степени внутренней проблемой. Однако, когда христианство принял император Константин, вероотступничество стало считаться гражданским правонарушением и преследоваться по закону. Так началось сотрудничество церкви и государства, которое продолжалось более тысячи лет. Государство защищало церковь от вероотступничества силой меча, а церковь ограждала государство от мятежей с помощью священных писаний. Вероотступникам отказывали в гражданских и религиозных правах.
Там, где государство и церковь были тесно связаны, открытое отречение от христианства было редкостью, но даже тайные движения вероотступников активно подавлялись. Для получения признаний и отречения от убеждений широко применялись пытки. Вероотступники и раскольники отлучались от церкви и преследовались государством.
В истории христианства имело место и широкомасштабное вероотступничество. Так называемый Великий раскол между православием Востока и католицизмом Запада в VIII веке был первым крупным расколом в христианском мире, в результате которого обе церкви предали друг друга анафеме. Протестантская реформация XVI века привела к дальнейшему разделению христианства. Представители каждого направления заявляли, что именно они восстановили подлинную веру и ритуалы церкви согласно Новому Завету, и тем самым объявляли остальные христианские течения вероотступническими.
Более того, те протестантские церкви, которые располагали территориальной монополией, применяли данные им церковью полномочия на отлучение и преследование при поддержке политических сил против других христианских направлений, которые также претендовали на подлинность своего учения. Столь активное политическое подавление вероотступничества прекратилось только с окончанием религиозных войн и изданием указов о веротерпимости. Религиозные наказания же, официальные и неофициальные, налагались и дальше: от отлучения и лишения наследства до официального осуждения и изгнания.
Как показывает этот краткий обзор, к осуждению вероотступников в целях самоузаконивания прибегали все те религии прошлого, которые претендовали на статус единственной религии с истинной религиозной верой и ритуалами. В тех нациях и на тех территориях, где преданность церкви равнялась преданности государству, на вероотступников налагались и правовые, и религиозные санкции. Вероотступникам отказывали и в гражданских правах, и в спасении души. Вероотступники как таковые считались распространителями лжи и аморальности, угрозой безупречности религиозной общины и стабильности государственного строя.
В современной истории вероотступничество становилось всё меньшей проблемой по мере того, как догмы религиозных традиций смягчались, а светское общество освобождалось от необходимости одобрения со стороны религиозных кругов. В нашем веке признание религиозного плюрализма и перенос понятия веры в область частной жизни в значительной мере сняли ярлык одиозного вероотступника с тех, кто переменил свою религию. Верно, что Римско-католическая церковь по-прежнему сохраняет такое средство воздействия, как отлучение, протестанты-фундаменталисты резко осуждают опасности ереси, а некоторые особо набожные семьи отрекаются от своих детей, которые вступают в брак с представителем другой веры или переходят в другую религию. Однако такие санкции больше не обладают былой весомостью воздействия на общественном или частном уровне. Сегодня это лишь ритуальные жесты религиозных догматиков, которые утратили свой когда-то неоспоримый авторитет благодаря плюралистической, светской культуре.