Понимание Абсолюта является центральной характеристикой многих теологических систем. Поэтому необходимо остановиться на данной теме, опираясь не только на письменные, но и устные свидетельства.
Хотя идея Абсолюта ещё не является детально разработанной, а учитывая открытость другим религиозным культурам, носит достаточно неопределённый характер, тем не менее, удалось реконструировать некоторые черты и соотнести их с устойчивыми представлениями об Абсолюте, складывавшимися в других теологических системах.
IV.I. Личное или безличное Бытие
Высшее Бытие, или Абсолют, носит безличный характер, являясь условием существования и личного духовного бытия и тех творений, которые возникают в результате творческой игры всемогущего и бесконечного Я.
IV.II. Непрерывность или дискретность между физическим (MEST) и духовными сущностями.
Хотя в общем виде данный вопрос не ставится и не представляет интереса для духовной практики, тем не менее, следует с большой вероятностью признать, что отношения между Творцом и сотворённым миром дискретны, т. е. между ними не существует постепенного непрерывного перехода. Что же касается Абсолюта, то в той степени, в которой этот абстрактный для практики вопрос вызывает интерес, Абсолют рассматривается как сущность имманентная, т. е. достижимая Духовным Существом, и является результатом, который ждёт всякого, кто прошёл свой личный путь по Мосту к полному освобождению.
IV.III. Проблема откровения в Саентологии
Откровение дано в Саентологии единократно и во всей полноте личностью, жизнью, трудами (текстами) Р. Хаббарда. Поэтому задача членов Церкви — изучить и принять послание Хаббарда. Отсюда постоянные ссылки на высказывания и тексты Хаббарда. Функции и роль текстов Хаббарда в проповедях, в службе и повседневной практике служителей Церкви — это роль Откровения.
IV.IV. Вербальное и невербальное понимание Абсолюта
Для Саентологии характерно невербальное понимание Абсолюта, т. е. понимание, свойственное апофатической теологии. Апофатическое понимание Абсолюта связано с формально-практическим характером духовной традиции Саентологии, которая показывает, как достичь, а не описывает. Формально строгий путь к высшим состояниям сознания является особенностью апофатической теологии. Для апофатической теологии характерна презумпция принципиальной невыразимости в словах высших состояний сознания. Более того, предполагается, что слова только искажают опыт Абсолютного. Саентология является классическим примером апофатической религиозной системы.
Сиверцев М. А., кандидат экономических наук
Москва
Июль 1995 года