Культ является неотъемлемой частью любой религии, хотя сама процедура богослужения в каждой религии своя. Религия и культ неразрывно связаны, что ясно следует из рационального толкования культа как почтительного благоговения и приверженности. Нетрудно видеть, что такое характерное отношение и действия вытекают из функционального определения религии как «состояния поглощённости предельной заботой (о смысле бытия)» и «пути достижения предельной трансформации». Культ определяется предельными интересами. Почтительное отношение и само поклонение ещё более очевидны в определении религии как «ориентации на трансцендентную основу бытия отдельных людей и общества». Объектом культа или поклонения являются высшие силы. Какой бы подход мы ни избрали для определения религии, все религии начинаются и заканчиваются культом и поклонением.
Умонастроения и действия, включённые в понятие культа, образуют практическую сторону религии. В самом широком смысле религиозный культ включает в себя все обряды, ритуалы, церемонии, практики, обычаи или службы, имеющие религиозный смысл и совершаемые с религиозными целями. Таким образом, культ может охватывать целую гамму действий, от публичных церковных торжеств до созерцания в уединении, от официальных церковных праздников до привычных каждодневных ритуалов. Но словом «культ» обычно обозначают направленное взращивание стойких религиозных убеждений, ценностей и чувств посредством выполнения определённого набора действий. По существу, культ целиком вовлекает человека в модель богослужения, установившуюся в каждой отдельной религии. Конечно, у каждой религиозной традиции свои объекты, формы и поводы для отправления культа, в зависимости от толкования божественного и человеческого, принятого в данной религии.
IV.I. Объект поклонения в Саентологии
На протяжении всей истории религий объектами поклонения было всё, от сверхъестественных существ до природных объектов, от невидимых сил до героев, от абстрактных принципов до конкретных символов. Но, как показал историк Арнольд Тойнби, всё разнообразие объектов поклонения можно свести к трём категориям: Природа, Человечество и Абсолютная Реальность, которая не является ни Природой, ни Человечеством, однако присутствует в них и в то же время помимо них.
Многие историки религии признают, что ранние формы религии основывались на поклонении как природным явлениям, так и местным вождям. Политеизм древнего мира состоял в прославлении сил и возможностей природы или человека. Конечно же, эти формы поклонения ещё не исчезли с лица земли. Но все крупные «мировые религии» сосредоточены на поклонении Абсолютной Реальности, которая выходит за пределы материального мира и истории.
Абсолютная Реальность в разных религиях воспринимается по-разному. В широком смысле, западные религии, такие как Иудаизм, Христианство и Ислам, понимают под Абсолютной Реальностью некую личность. В этих религиях поклоняются Личности, которую можно узнать и которой можно служить, установив с ней определённые отношения. Поклонение в этих теистических религиях в конечном счёте сводится к приобщению к этой Личности. В противоположность этому, опять же в широком смысле, восточные религии, такие как Индуизм, Буддизм и Даосизм, не персонифицируют Абсолютную Реальность и воспринимают её как нечто безличное. В этих религиях поклоняются объединяющей Реальности, которую можно постичь и ощутить благодаря внутреннему созерцанию. Культ в этих монистических религиях в конечном счёте сводится к объединению с этой безликой Сущностью.
Саентология со всей очевидностью принадлежит к категории религий, поклоняющихся Абсолютной Реальности, которая выходит за пределы как природного мира, так и человеческого бытия, и которая в то же время поддерживает и воплощает в себе оба эти мира. Как говорилось ранее, высшей целью религиозной жизни в Саентологии является выживание «посредством Верховного Существа» или «Бесконечности». Как мы увидим дальше, одитинг и обучение являются основными формами богослужения в Церкви Саентологии. Эта богослужебная деятельность помогает саентологу выживать и процветать по всем восьми динамикам. Эти духовные занятия позволяют людям, семьям и целым группам стать более жизнеспособными и счастливыми. Однако в конечном счёте богослужение в Саентологии помогает саентологам осознать себя духовными существами в духовной вселенной, которая гораздо важнее физического тела и материального мира.
По существу, представление об Абсолютной Реальности в Саентологии имеет больше общего с эзотерическими традициями восточных религий, нежели с теистическими религиями Запада. Хотя Церковь Саентологии решительно заявляет о существовании Бога, она не содержит догм относительно природы Бога. Саентологи могут представлять Бога как некую личность или как нечто безличное, коль скоро они верят в его существование. Однако по большей части они рассматривают Бога не как некую Личность, внушающую благоговение и послушание, а как духовную Силу, которая побуждает людей исследовать и открывать её для самих себя. Саентологи обретают и познают Бога в самих себе, а не где-то вовне, причём на личном опыте, а не с помощью догматического учения.
IV.II. Формы богослужения в Саентологии
Формы богослужения отличаются от религии к религии в зависимости от того, каково в той или иной религии представление о божественном и человеческом. Тем не менее, в широком смысле представляется возможным провести различие между формами богослужения в западных и восточных религиозных традициях. В отличие от западных религий, где центральное место в богослужении занимают молитвы и прославление Бога-Личности, богослужение в восточных религиях сконцентрировано на созерцании, медитации и отождествлении с безликим Абсолютом. В западных религиях воспевается родство между человеком и Верховным Существом, а в восточных устанавливается связь между истинным «Я» и Абсолютной Реальностью.
Хотя Саентология бесспорно является религией со своими собственными формами богослужения, эти формы имеют больше общего с духовными дисциплинами восточных религий, нежели с религиозными обрядами западных. Как и в восточных религиях, богослужение в Церкви Саентологии представляет собой строго упорядоченный и тонко разработанный процесс самоанализа и самоусовершенствования. Духовные занятия в Саентологии, направленные на повышение понимания и способностей человека, подразделяются, в общем, на две категории: одитинг и обучение, две стороны саентологического «Моста к полной свободе».
Саентологический одитинг, который несколько напоминает исповедь в Христианстве и медитацию в Буддизме, является разновидностью духовных бесед, во время которых человек получает возможность осознать себя духовным существом, обладающим потенциалом бесконечного выживания.
Саентологический одитинг, который несколько напоминает исповедь в Христианстве и медитацию в Буддизме, является разновидностью духовных бесед, во время которых человек получает возможность осознать себя духовным существом, обладающим потенциалом бесконечного выживания. По мере того как человек поднимается по Мосту всё выше и выше, религиозный опыт во время одитинга, очень простой поначалу, становится всё более глубоким. Саентологи считают, что высших уровней духовного осознания и способностей можно достичь только последовательным прохождением уровней одитинга. На нижних уровнях одитинга человек достигает духовного состояния «Клир», в котором ему больше ничто не препятствует жить здоровой и плодотворной жизнью. А высшие уровни одитинга, известные как уровни «Оперирующего Тэтана», помогают тэтану раскрыть свою способность непосредственно влиять на жизнь, материю, энергию, пространство и время.
Саентологическое обучение, которое аналогично изучению писания и религиозных наставлений в Иудаизме, Христианстве, Индуизме и Буддизме, дополняет собой состояние духовной свободы, достигнутое в одитинге, благодаря приобретаемым в процессе духовного просвещения знаниям. Обширный предмет саентологического обучения разделён на целый ряд курсов: от начальных курсов, дающих знание об основных принципах, до курсов высших уровней обучения, охватывающих все философские и технические материалы Дианетики и Саентологии. В этом смысле обучение даёт не меньше духовных способностей, чем одитинг. И действительно, практические религиозные занятия состоят у саентологов в равной степени из одитинга и обучения принципам и технологии Саентологии. Человек может достигнуть полного духовного осознания и способностей, лишь двигаясь по обеим сторонам «Моста к полной свободе».
Хотя изначальные формы богослужения во всех религиях были нацелены на поклонение священным объектам и служили для выражения религиозных переживаний, есть и другие ритуалы, которые совершаются повседневно в рамках и в духе богослужения. Основными среди этих ритуалов являются обряды перехода, знаменующие собой важные переходные моменты в жизни человека или общины. В каждой религии отмечаются важнейшие события как в жизни верующего, так и в священной истории данной традиции, и Саентология здесь не является исключением. В церквях Саентологии регулярно проводятся обряды наречения, венчания и погребения в соответствии с описанием церемоний Церкви Саентологии, а также отмечаются церковные праздники, посвящённые истории Саентологии и общины.
IV.III. События, по поводу которых в Саентологии совершаются богослужения
История религий свидетельствует о том, что богослужения могут проводиться как частным порядком, так и публично. Богослужение не сводится исключительно к официальным церемониям и коллективным службам, на которые собирается вся религиозная община. Отправление культа в уединении зачастую происходит в домашних условиях и в определённые часы (например, перед едой, после пробуждения, перед сном). Ежедневные молебны у христиан, молитвы у иудеев и мусульман, песнопения у индуистов, сидячая медитация у буддистов — все эти действия являются формами истинного богослужения, хотя оно и происходит дома, в уединении, или даже в чьих-то мыслях. А с другой стороны, богослужение может происходить и публично, на собраниях или просто в компании других людей. Коллективные церемонии обычны для публичных богослужений в теистических религиях Запада. Люди обращаются к Богу с молитвой, прославляют его, а в ответ слова Божьи звучат для людей со страниц писания или в толковании священнослужителя. Модель публичного богослужения в монистических религиях Востока несколько иная. В них присутствует целый ряд тщательно разработанных церемоний и торжеств, которые проводятся совместно. Однако верующие обычно собираются в публичных местах поклонения, где каждый прихожанин произносит нараспев определённые слова в предписанной ритуальной манере и сопровождает их ритуальными движениями, совершая таким образом личное богослужение. Какой бы ни была модель публичного богослужения, отправление религиозных обрядов зависит от уровня подготовки и знаний тех, кто их проводит.
Как и в других религиях, богослужение в Церкви Саентологии может происходить как частным порядком, так и публично. Одитинг может проводиться в любом тихом, спокойном месте: например, дома. Однако в этом случае одитинг проходит под наблюдением хорошо подготовленного кейс-супервайзера, который просматривает письменные протоколы сессий одитинга. Чаще всего одитинг проводится в здании церкви, где есть специально оборудованные для этой цели комнаты и где в любой момент можно обратиться за помощью к кейс-супервайзеру и другим специалистам, которые всегда готовы помочь в составлении расписания и организации предоставления этих религиозных услуг. За небольшим исключением, к которому относятся заочные курсы по основным книгам Дианетики и Саентологии, всё официальное обучение проводится в здании церкви под наблюдением обученных супервайзеров курсов. Одитинг на некоторых высших уровнях «ОТ» проводится в форме «соло-одитинга». В этом случае саентолог, следуя точным инструкциям, одитирует себя сам, будучи и одитором, и человеком, который получает одитинг, в одном лице. Однако соло-одитинг проводится исключительно под руководством Продвинутой организации или Обслуживающей Организации Флага. Там письменные протоколы сессий одитинга постоянно проверяются кейс-супервайзерами с той целью, чтобы гарантировать проведение одитинга в строгом соответствии с Писанием и обеспечить получение ожидаемых духовных достижений. Хотя и одитинг, и обучение скорее являются индивидуальными церемониями, нежели коллективными, они вызывают не больше удивления, чем медитация в Буддистском храме под руководством духовного наставника или индивидуальное изучение Торы студентом-талмудистом в иешиве под надзором знатока Талмуда.
Рассмотрев все возможные обстоятельства, при которых совершается богослужение, — будь то уединённое или публичное богослужение, единоличное или коллективное — можно утверждать, что культовые центры совершенно необходимы в каждой религии. Эти культовые центры называются по-разному и имеют различную структуру. Церкви, синагоги, мечети, храмы, ашрамы и усыпальницы имеют свой уникальный облик и стиль, но их религиозное назначение и функции аналогичны. В этих «молитвенных домах» создаётся священная обстановка, в которой регулярно проводятся «богослужения» в соответствии с канонами данной религии. Как и в любой другой религии, в саентологических церквях воссоздана своя неповторимая атмосфера. Но они являются центрами предоставления как частных, так и публичных богослужений.
IV.IV. Заключение
На основании моего профессионального опыта и результатов научных исследований, приведённых выше, я убедился в том, что Саентология является общиной, отправляющей религиозный культ. Как и подобает новой религии, формы богослужения в Церкви Саентологии уникальны и обусловлены присущими Саентологии представлениями о божественном и человеческом. Но, как и в других религиях, богослужение в Саентологии направлено на достижение глубокого духовного осознания и развитие духовных способностей у отдельных верующих, в семье, в обществе и, в конечном итоге, во всём мире.
Лонни Д. Кливер
26 сентября 1994