VIII. Концепции богослужения и спасения

VIII.I. Богослужение — меняющаяся концепция

Теистические религии, и среди них — традиционное Христианство, считают важным богослужение, которое представляет собой формализованное выражение благоговения перед божеством и eго почитания, смирения, покорности этому божеству, молитвы (общения с божеством), провозглашения восхвалений ему и благодарности за посылаемые им блага. (Более давние концепции богослужения также включают жертвоприношения — животные или человеческие — и акты умилостивления мстительного или ревнивого божества. Но концепции богослужения изменились, и более давние его формы, когда-то расценивавшиеся как непреложные, теперь считаются противозаконными. Представление о богослужении в наше время меняется, как в традиционных церквях, так и среди новых движений). Традиционная концепция богослужения, как правило, ассоциируется с обязательным существованием божества (божеств) или лица, являющегося объектом богослужебных отношений и действий. Такое определение богослужения, согласовывающееся с принятым в недавних судебных решениях в Англии, узко основывается на исторической модели иудаистско-христианско-исламской практики. Однако, как ясно показывает эмпирическое доказательство, богослужение в этом смысле присутствует не во всех религиях, а там, где оно имеет место, наблюдаются существенные вариации, некоторые из которых описываются ниже.

VIII.II. Вариации в богослужении — Буддизм Тхеравады

Первое: в Буддизме Тхеравады в его чистой форме и в некоторых других религиях устанавливается не высшее божество, а абсолютный закон или принцип, который не требует от приверженцев благоговения, восхваления или богослужения и не зависит от этого. Общепринято, что божество не является непременным условием религии, а следовательно, если придерживаться этой концепции, должно быть принято более широкое определение богослужения, чем то, что предписано в христианской традиции.

VIII.III. Вариации в богослужении — Буддизм Нитирэн

Второе: существуют религиозные течения, наблюдаемые, например, в Буддизме Нитирэн, которые отрицают высших существ, но требуют поклонения объекту. Буддисты школы Cока Гаккай — это движение, насчитывающее около 15 миллионов приверженцев, среди них около шести тысяч в Великобритании, — поклоняются Гохондзону, мандале, на которую нанесены символы жизни или формулы абсолютной истины. Совершая богослужения Гохондзону, эти буддисты ожидают от него благословений. Таким образом, явление, напоминающее концепцию богослужения, как оно понимается в христианском контексте, может иметь место, даже когда Высшее Cущество явно отрицается.

VIII.IV. Вариации в богослужении — квакеры

Третье: даже внутри широкой христианской традиции отношения благоговения и смирения не обязательно подразумевают специфические формы поведения, подобные наблюдаемым в службах Православной, Католической или Англиканской церквей, когда верующие кланяются, становятся на колени или падают ниц, произносят слова восхваления, благодарения, благословения и в мольбе ожидают благословений взамен. Внутри Христианства существует множество движений, придерживающихся различных практик исповедания; квакеры представляют собой убедительный пример. Квакеры собираются в духе благоговения, но не прибегают к формальным актам богослужения, таким как набор устных молитв, пение гимнов или чтение псалмов. Часто они проводят всё собрание в тишине.

VIII.V. Вариации в богослужении — Христианская наука

Четвёртое: внутри Христианства, как в давно установившихся церквях, так и в ряде относительно недавно возникших групп, существовала тенденция передачи идеи о Боге во всё более и более абстрактных терминах. Так как некоторые известные современные теологи переопределили концепции Бога, часто исключая идею о Боге как личности (см. выше п. IV.III.), ранние концепции богослужения некоторым кажутся анахроническими. Опросы показывают, что доля тех, кто верит в Бога, но, тем не менее, не считает Бога личностью, постоянно увеличивается; они скорее утверждают, что Бог является силой. В недавно возникших религиозных движениях иногда присутствуют формы «богослужения», адаптированные к этому более современному, абстрактному пониманию божества. Один из примеров тому — Христианская наука. Так как это движение, которое старше Саентологии более чем на семьдесят лет, имеет много общих черт с Саентологией, и так как Христианская наука давно признана религией, отношение к богослужению в этом движении исследовано более полно. В Христианской науке Бог определён как «Принцип», «Жизнь», «Правда», «Любовь», «Разум», «Дух», «Душа». Эти безличные абстракции не требуют проявлений покорности и почитания, и они имеют лишь ограниченное выражение в службах церкви Христианской науки. Мнениe Мэри Бейкер Эдди (основательницы Христианской науки) о богослужении представлено в cледующих цитатах из написанного ею учебника «Наука и здоровье: ключ к Священному Писанию»:

«Молитва вслух никогда не заменит духовного понимания... Долгие молитвы, суеверия и вероучения подрезают могучие крылья любви и облачают религию в человеческие формы. Всё, что материализует богослужение, препятствует духовному росту человека и мешает демонстрировать свою власть над ошибкой» (стр. 4–5);

«Следуешь ли ты заповеди „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим“? Эта заповедь включает многое, даже отказ от всех просто материальных чувств, привязанностей и поклонений» (стр. 9);

«Жизнь Иисуса положила начало новому летоисчислению, которое мы называем христианской эрой; но он не установил никакого ритуального богослужения» (стр. 20);

«Печально, что фраза „служение Богу“ стала так часто употребляться в значении публичного богослужения вместо повседневных деяний» (стр. 40);

«Мы совершаем богослужение духовно только тогда, когда мы прекращаем это делать материально. Духовное благоговение — это душа Христианства. Богослужение посредством материального есть язычество. Иудейские и другие ритуалы есть символы и тени истинного богослужения» (стр. 140);

«В попытках богослужения духовному мысль иудеев была сосредоточена на материальном. Для них материальное было сущностью, а Дух был призраком. Они пытались поклоняться Духу с позиций материального, но это было невозможно. Может, они и взывали к Иегове, но доказательства того, что их мольбы услышаны, не были ниспосланы, поскольку их понимание Бога было недостаточным для явления Его силы к исцелению» (стр. 351).

Хотя приверженцы Христианской науки прибегают к Молитве Господней в общине, эта молитва в соответствии с учением Эдди преобразовывается в ряд торжественных заявлений. Безмолвная молитва в Христианской науке — это утверждение «истин», а не просьба; Бог — это «Принцип», который должен быть явлен, а не «Существо», которое нужно умиротворить или умилостивить. Следовательно, богослужение в Христианской науке отличается по форме, настроению и выражению от богослужения в традиционных церквях.

VIII.VI. Богослужение, определяемое его целями, а не формами

Предшествующие комментарии о вариациях в богослужении демонстрируют потребность — если принять во внимание все соответствующие эмпирические доказательства — в намного более широком определении богослужения, не ограниченном рамками и не зависящем от допущений одной конкретной традиции. Формы, традиционные для христианских церквей, не исчерпывают всех различных моделей, в которых может происходить и происходит богослужение (даже внутри христианских церквей). Необходимо провести различие между внешними формами богослужения (которые могут быть индивидуальными, характерными для местности, региона или нации) и целями богослужения, которые можно представить как универсальные. Цель богослужения состоит в установлении связи между поклоняющимся и сверхъестественным абсолютом (сущностью, объектом, законом, принципом, измерением, «основой бытия» или «устремлением»), каким бы этот абсолют ни представлялся религиозному сообществу, к которому принадлежит поклоняющийся, в стремлении достижения им окончательного спасения или просветления. Подчёркивание того, что определяющей характеристикой богослужения является его цель, делает очевидным культурную относительность различных форм, которые принимает богослужение. Определив богослужение через его цели, мы можем постичь разнообразные концепции абсолютного, простирающиеся от идолов до трансцендентальных законов. Таким образом, идолу поклоняются как деспотической сущности, которая посылает блага или причиняет вред; богослужение антропоморфному божеству делает акцент скорее на отношении доверия, но также и на зависимости; богослужение более сложным концепциям высших существ делает меньший акцент на эмоциональном непостоянстве божества и подчёркивает поиск внутренней гармонии в соответствии с более общими этическими принципами; богослужение полностью абстрактной абсолютной истине, закону или измерению имеет тенденцию к распространению знания, достижению просветления и реализации полного человеческого потенциала. Все эти по-разному определяемые цели могут рассматриваться как часть поиска человеком спасения, как бы различно оно ни представлялось. Благоговение перед абсолютом, перед человеческой «основой бытия», как бы оно ни изображалось, является общим атрибутом почитания и заботы о жизни, который не зависит от конкретных, привязанных к данной культуре поведенческих форм или норм.

VIII.VII. Снижение поэтического стиля богослужения

В обществах со множеством религий, отдавая должное их многообразию, следует определять понятие богослужения в абстрактных терминах. Недавно возникшие и продолжающиеся тенденции в религии направлены к абстрактному и более универсальному выражению. Это справедливо не только по отношению к крупнейшим теологам и духовенству, но также очевидно и среди многих новых религиозных движений. В научно-технический век заметна тенденция к пониманию человеком божества или абсолюта на языке, больше соответствующeм научно-техническому опыту, несмотря на то, что такой тип языка и понятий идёт вразрез с традиционными поэтическими образами, когда-то типичными для религиозного выражения. От поэтического стиля неуклонно отказываются не только в новых движениях, но также и в так называемых традиционных церквях, как это видно по литургическим реформам в Римско-католической церкви, начиная со Второго Ватикана, и в замене «Книги общих молитв» в англиканской церкви более прозаическими, народными и разговорными формами выражения. Вне этих церквей, в движениях, не связанных обязательствами даже рудиментарного уважения к традиции, создание нового языка и новых литургических форм происходит ещё более свободно. Среди этих движений находится и Саентология.

VIII.VIII. Общение как богослужение

Саентология даёт полностью абстрактную концепцию Высшего Существа как Восьмой динамики. Саентологи стремятся расширить своё осознание и понимание, чтобы охватить все измерения бытия, с целью стать частью Высшего Существа, или Бесконечности, и помочь его выживанию. Саентологи почитают жизнь и признают Бога как абсолютную основу бытия, но такое признание не влечёт за собой специфических форм поведения, которые хотя бы близко напоминали действия, считающиеся «богослужением» в традиционных христианских церквях. Саентология — это движение, которое объединяет людей с различным религиозным прошлым, которое делает упор на новых концепциях творения, смысла жизни и спасения. Её учение опирается на ряд великих религиозных традиций, а также на широкие научные ориентации. Таким образом, вполне обосновано, что теории Саентологии должны быть представлены в абстрактных и универсальных терминах, и её концепция богослужения согласуется с этими представлениями. Общая точка зрения была выражена следующим образом: «В Саентологии богослужение находится в категории общения. Поклоняться эффективно сможет тот, кто посчитает себя способным преодолеть путь до общения с Высшим Сущeством» («Саентология как религия», стр. 30).

Саентология — это движение, которое объединяет людей с различным религиозным прошлым, которое делает упор на новых концепциях творения, смысла жизни и спасения. Её учение опирается на ряд великих религиозных традиций, а также на широкие научные ориентации.

Суть Саентологии заключается в понимании через общение — общение с собственным прошлым тэтана и с окружающей средой, и в этом смысле оно может быть уподоблено общению, происходящему в христианском богослужении, общению с божеством, которого индивидуум ищет в молитве и принятии причастия, когда он действительно ведёт себя как «причастник» (англ. communicant, т. е. «сторона общения» — прим. переводчика), как это называется в традиционных церквях. В значительной степени цель остаётся той же самой — очищение индивидуума, возрождение его души как составляющие долговременного процесса спасения. В Саентологии существуют две основные формы такого общения — одитинг и обучение.

Одитинг, происходящий как частное общение индивидуума с его (тэтана) прошлым, совершается через посредничество одитора и E-метра, но по сути своей — это процесс приведения индивидуума к лучшей связи с его истинным и первоначальным «Я», и в этом смысле одитинг стремится привести его в контакт с основной духовной реальностью.

Обучение саентологическому писанию — это общение с фундаментальными истинами и основой существования. Через возросшее понимание индивидуум добивается лучшего общения со своим основным «я», с другими и со всей жизнью. Эти действия также имеют характерные для богослужения элементы, даже если такие аспекты как обожание (божества), старомодная забота о его умилостивлении и древние заклинательные процедуры в этом современном контексте вытесняются.

VIII.IX. Выживание — цель Саентологии

Ключевой термин, объясняющий цель служб, которые проводятся в саентологической часовне, — это «выживание», понятие, на котором постоянно делается акцент в саентологической литературе. «Выживание», однако, есть просто современный синоним давней религиозной концепции «спасения», а спасение является важнейшей целью богослужения во всех религиях, установлением связи между могучим божеством и зависимым приверженцем, которое приводит к уменьшению или устранению неблагоприятных и пагубных переживаний и к умножению благ, и достигает своей кульминации в завершающем благе продолжающейся жизни. Саентология занимается спасением тэтана, его освобождением от бремени материи, энергии, пространства и времени и, более непосредственно, его способностью преодолевать немощи тела и превратности повседневной жизни. Тэтан, как сверхчеловеческая сущность, или душа, существовал до физического тела и может пережить его. Такое выживание, в конечном счёте, связано с выживанием Восьмой динамики, Высшей Сущности, и с саентологическими службами одитинга и обучения, которые позволяют углубить осознание этой абсолютной реальности. Таким образом, практика представляет для участников возможность возобновить и укрепить их осознание сверхъестественного. В широком значении, которое мы исследовали выше, это можно рассматривать как богослужение и просветление.

VIII.X. Одитинг и обучение

Основные направления деятельности Саентологии — это одитинг и обучение. Они являются факторами духовного спасения. Только с помощью этих средств тэтан, то есть индивидуум, может освободиться и достичь духовного состояния «причины» над жизнью и материальным миром. Одитинг, который ставит индивидуума лицом к лицу с его собственными прошлыми болями и травмами, помогает ему установить контроль над своей жизнью и освобождает его от иррациональных импульсов реактивного ума. Таким образом, можно сказать, что в процессе одитинга преклир предпринимает духовный поиск спасения, блага которого нарастают и который, в конечном счёте, приводит к состоянию, когда тэтан перестаёт быть «энтурбулированным» в материальном мире (МЭСТ). Такой духовный поиск, со спасением в качестве конечной цели, является центральным всепоглощающим устремлением всех развитых мировых религий, как бы ни отличались их внешние формы и детали их доктрин.

Обучение направлено на передачу мудрости любому, кто ищет просветления, а также тем, кто помогает другим в их попытках достичь спасения. Эти процессы подразумевают, что индивидуум должен быть готов встретить болезненные переживания своего собственного прошлого и преодолеть тенденцию винить других в своих собственных неудачах. Обучение здесь достигается через серию последовательных курсов, где студент учится и оттачивает своё мастерство применения методик одитинга, которые, как полагают, по достижении соответствующего стандарта становятся эффективными в применении к любому преклиру. Обучение организовано как интенсивная программа, и любой, ставший свидетелем сосредоточенной самоотдачи учащихся этих курсов, как я во время своих посещений Церкви Саентологии в усадьбе Сент-Хилл, не может не поразиться целеустремлённости и серьёзности намерений, единодушно проявляемых студентами, что, бесспорно, является религиозной преданностью.

VIII.XI. Ошибка в случае Сегердала

Саентология — это религия, организация которой в основном не соответствует привычным практикам традиционных религий. Столкнувшись с современной революцией в коммуникации, существующие церкви начали осознавать ограниченность религиозных структур и стали экспериментировать с другими способами богослужения, в то время как Саентология уже выработала новую и более интенсивную процедуру духовного служения. Индивидуальная работа, которая требуется при одитинге, и интенсивная система обучения одиторов позволяют заботиться о духовном прогрессе каждого прихожанина индивидуально, и это намного превосходит ту пасторскую заботу, которая может быть предложена обычными формами духовного служения.

Вопреки общему пониманию, вопрос о религиозном статусе саентологической практики всё ещё рассматривается в судах. В одном из давних дел «Королева против руководителя центрального бюро регистрации актов гражданского состояния от имени Сегердала и ещё одного лица» (Regina v. Registrar-General Ex parte Segerdal and Another) в 1970 году рассматривался вопрос о том, может ли здание Церкви Саентологии в Ист-Гринстеде быть квалифицировано как «место встреч для богослужений». Рассматривалось, удовлетворяют ли службы, которые проводились там Церковью, критерию, который использовался для определения того, что считать богослужением. Эти службы состоят из таких церемоний, как еженедельные проповеди и другие собрания, церемонии наречения, похороны, религиозные услуги и свадебные церемонии. Хотя в том случае лорд Деннинг постановил, что эти службы не являются религиозными обрядами, на самом деле суть религиозной практики Церкви Саентологии заключается в процедурах одитинга и обучения. Для саентологов именно в процессе этой деятельности осуществляется богослужение — как общение с духовной реальностью — а не в тех службах, которые рассмотрел суд по иску Сегердала. Конечно, эта богослужебная деятельность может не соответствовать тем моделям, которые представлял себе суд в соответствии с христианскими обрядами, поскольку она не проникнута поклонением божеству, но она является богослужением в понимании последователей Саентологии.

Из данных, представленных выше (в п. VIII.I.–VIII.VI.) очевидно, что далеко не все религии постулируют Верховное Существо. В случае Сегердала лорд Деннинг назвал Буддизм исключением из того принципа, которого он придерживается, и сказал, что могут быть и другие исключения. Почему же Саентологии не может быть одним из них? Если существуют исключения, то не ставит ли это под вопрос сам провозглашённый принцип, и не приводит ли это к тому, что используемые дефиниции тем самым становятся недействительными? Склонность возвращаться к подчёркиванию важности Верховного Существа как необходимого элемента в богослужении несмотря на обсуждение исключений из этого правила указывает на то, как сильно довлеют привычные культурные представления, вопреки практикам, существующим в других культурах. На самом деле, конечно, Саентология подтверждает существование Верховного Существа, но полагает, что это сущность, которая не может быть с лёгкостью осознанна, и общение с которой на данном этапе просвещения человечества — большая редкость. Таким образом, в то время как Саентология постулирует существование Верховного Существа, не предполагается, что люди, как правило, могут претендовать на близкое знакомство с этим Существом. Это само по себе указывает на некоторую скромность, которой порой не хватает в религиях, последователей которых поощряют делать смелые заявления о том, что они понимают разум и волю Бога.

Ввиду этого ограниченного осмысления Верховного Существа, ощущение зависимости, знакомое нам по Христианству, а также молитвы, почитания, восхваления и ходатайства за кого-либо становятся неуместными. Они так же неуместны и для христиан, которые поддерживают определения Верховного Существа, предложенные современными теологами (см. п. IV.II.). Саентологи выражают почитание, они воспринимают создание само по себе как объект для почитания, но при этом Бог не описывается в антропоморфических терминах, поэтому элементы и формы богослужения, принятые в иудейских и христианских традициях, становятся неподходящими. Если считать, что суть богослужения заключается прежде всего в его цели, а не в его внешних формах, становится нетрудно признать, что саентологические практики являются формой богослужения.

IX. Оценки Саентологии, сделанные учёными
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ