Когда Л. Рон Хаббард написал книгу «Дианетика: современная наука о разуме», изложив в ней технологию абреакционной терапии, он, насколько мне известно, не предполагал, что результатом его работы станет создание Церкви или религии. В то время его занимала только одна задача: как помочь людям с помощью процессов, обращённых к разуму. Другими словами, он не доверял психоанализу как терапии.9 Поэтому он искал иной подходящий метод, который помогал бы людям и делал их более способными. и он изложил суть этого метода в своём основном руководстве под названием «Дианетика», впервые опубликованном в 1950 году.
При проведении дальнейших исследований Хаббард открыл, что человек представляет собой нечто большее, нежели просто тело или разум. Человек является бессмертным духовным существом, которого Хаббард назвал «тэтан». Тэтан — это сам человек, а не его тело, или разум, или что-то ещё. Это не что-то, что он имеет, это то, чем он является. Тэтан прожил бесчисленное множество прошлых жизней и будет жить после смерти своего нынешнего тела. Представление о прошлых жизнях в Саентологии можно сравнить с формированием кармы (самскара) в Буддизме.10
Саентология обращается к прошлому травмирующему опыту тэтана с помощью практики одитинга. Во время одитинга тэтан освобождается от прошлых переживаний и начинает в большей степени осознавать себя духовным существом.
Согласно учению Саентологии, за время своей нынешней и прошлых жизней тэтан накопил много болезненных переживаний, которые сохраняются в реактивном уме. Эти переживания заставляют тэтана по-прежнему чувствовать боль или поступать неразумно и мешают ему достичь полного осознания своей духовной природы и способностей. Саентология обращается к прошлому травмирующему опыту тэтана с помощью практики одитинга. Во время одитинга тэтан освобождается от прошлых переживаний и начинает в большей степени осознавать себя духовным существом. Он находит ответы на такие вопросы, как «Кто я?» и «Зачем я здесь?» По мере достижения более глубокого осознания своей духовной природы человек приобретает способность жить более полной и этичной жизнью во всех областях существования, которые в Саентологии называются Восемью динамиками. Считается, что каждый человек существует и стремится к выживанию по восьми динамикам, которые можно описать следующим образом:
1-я динамика — стремление к выживанию самого человека как индивидуума.
2-я динамика — стремление к выживанию путём сексуальных отношений и воспитания детей.
3-я динамика — выживание в группе индивидуумов. Группой может быть учреждение, в котором работает человек, школа, клуб и т. д.
4-я динамика — стремление к выживанию всего человечества.
5-я динамика — стремление к выживанию любой формы жизни, включая растения и животных.
6-я динамика — стремление к выживанию физической вселенной, включая материю, энергию, пространство и время.
7-я динамика — стремление к выживанию в качестве духовных существ. Это сфера духовного.
8-я динамика — стремление к выживанию в качестве бесконечности или Верховного Существа.
Динамики можно представить в виде концентрических окружностей, где каждая последующая динамика охватывает все предыдущие. Одитинг (индивидуальная духовная консультация, которая является центральной практикой Саентологии) обращается ко всем динамикам и повышает осознание и ответственность человека по всем динамикам, в том числе и в его взаимоотношениях с духовной сферой и Богом.
Понятие динамики Верховного Существа или Бога пронизывает всё саентологическое учение. Хотя Саентология не имеет чёткой догмы относительно формы, в которой предстаёт Верховное Существо, из религиозной доктрины Саентологии следует, что Создатель является вершиной всего сущего. К примеру, существование и роль Бога отражены в Кредо Церкви Саентологии:
Мы, в нашей Церкви, верим, что:
Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права.
Bсе люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев.
Bсе люди имеют неотъемлемое право на собственную жизнь.
Bсе люди имеют неотъемлемое право на душевное здоровье.
Bсе люди имеют неотъемлемое право защищать себя.
Bсе люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им.
Bсе люди имеют неотъемлемое право свободно мыслить, свободно выражать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать своё несогласие с ними.
Bсе люди имеют неотъемлемое право создавать себе подобных.
Душа человека имеет права человека.
Изучение разума и излечение болезней, вызванных разумом, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях.
И никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто.
И мы, в нашей Церкви, верим, что:
Человек в основе своей хороший.
Он стремится выживать.
Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им братства со Вселенной.
И мы, в нашей Церкви, верим, что законы Бога запрещают человеку:
Pазрушать себе подобных.
Pазрушать душевное здоровье других.
Pазрушать или порабощать души других.
Pазрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.
И мы, в нашей Церкви, верим, что:
Дух может быть спасён.
И лишь дух может спасти или исцелить тело.
В дополнение к одитингу саентологи достигают просветления, изучая многочисленные произведения Л. Рона Хаббарда и прослушивая записи его лекций. Эти занятия, которые называются обучением, являются ещё одной центральной практикой Саентологии в дополнение к одитингу.
В Саентологии также существует программа «Очищение», включающая физические упражнения, приём витаминов и посещение сауны с целью освободить ткани тела от остатков лекарств, наркотиков, химических веществ и других загрязнений, которые препятствуют духовному прогрессу. Это часть «гармоничного образа жизни» (который также положен в основу доктрины Церкви Иисуса Христа Святых последних дней или мормонов), следование которому помогает человеку достичь 8-ой, наивысшей динамики, которая является «динамикой Бога».11
Кроме того, саентологические священники совершают церемонии венчания и крещения, похоронные церемонии, ведут духовные беседы, используя ритуалы и символику, присущие только Саентологии.
Саентология придерживается такого же взгляда на церковные догмы, как и большинство других религий. Она представляет их как совокупность фактов12, однако не обещает, что эти догмы определены на века, как это делает Римская католическая церковь (Ватиканский собор, 1870 год).
Хаббард провозгласил, что, во-первых, мудрость является достоянием каждого человека. Во-вторых, должна иметься возможность использовать эту мудрость. И, в-третьих, мудрость только тогда имеет ценность, когда она истинна или если она работает. Л. Рон Хаббард сказал: «Саентология будет существовать, потому что она работает».13