Не существует простого и краткого определения богослужения, которое может быть с полной беспристрастностью применено ко всем формам религии. Выше, в конце раздела II, о признаках религии, я отмечал, что каждая религия имеет все три признака (система верований, религиозные практики и религиозная община) в той или иной степени, но никакие две религии никогда не будут иметь их в точно такой же степени или в одинаковой форме. Именно эти отличия и делают каждую религию уникальной. Римское католичество, восточное православие и высокое англиканство придают колоссальное значение детально разработанным ритуалам, в том числе облачениям, религиозным процессиям, свечам, псалмам, иконам, святой воде, воскурению благовоний и т. д. С другой стороны, во многих строго протестантских вероисповеданиях, например, в Братии, такие пышные формы церемоний считаются слегка суеверными, если не совершенно идолопоклонническими. В отдельных ответвлениях христианства богослужение сводится к проповедованию Слова и иногда может быть сведено всего лишь к нескольким псалмам и молитве. В Религиозном обществе друзей, называемом обычно квакерами, богослужение состоит вообще не из внешних актов, а из молчаливого собрания, во время которого члены общества могут (но не обязательно должны) обменяться лишь несколькими словами вдохновения. Аналогично центральный акт богослужения в буддийских монастырях — это абсолютно безмолвная медитация в течение длительных периодов времени, сосредоточенная не на мечтании о Высшем Божестве, а на освобождении от самого себя и от тягот земного существования.
Невозможность создания какого-либо абсолютно строгого и чёткого определения богослужения вызывает необходимость сохранения гибкого понятия для сравнительных исследований. В большинстве словарей эта проблема решается с помощью включения нескольких идей в словарную статью о богослужении. Во-первых, богослужение может включать в себя понятия «обрядов» и «церемоний». Некоторые религиоведы считают, что обряды и ритуалы являются средством трансформации. В христианском обряде крещения, например, посвящённый трансформируется из одного состояния (грех) в другой (благодать). В примитивных обществах обряды превращения трансформируют неофитов из детства в зрелость. Саентологический процесс одитинга является переходом из состояния «преклир» в «Клир» и в этом смысле является трансформирующим. Церемонии, с другой стороны, считаются подтверждающими. Это означает, что они утверждают и подтверждают статус-кво. Различные формы служб в священный день отдохновения Шабат или в воскресенье являются церемониальными в этом смысле. Церемонии подтверждают общине верующих её статус единой группы, совместно участвующей в богослужении, и самобытность её вероисповедания. Часто, но не всегда, декор, включающий облачения, обряды и церемонии, сопровождается замысловатыми танцами, музыкой, священными кроплениями и очищениями, жертвоприношениями животных или пищи, жестами, такими как благословения, и тому подобным.
Во-вторых, религиоведы единодушно признают, что обряды и церемонии не могут быть самоцелью религиозного поклонения. Поэтому большинство определений содержит также другие понятия, как то: «практики», «действа» и «празднества». Эти дополнительные понятия включены в общие определения не без основания. То, что для одной личности является богослужением, может быть суеверием для другой. И что может казаться бессмысленным актом одному верующему, — например, осенение себя крестным знамением протестанту, — может быть актом преданности своей религии для другого. Таким образом, учёные должны рассматривать религиозные акты в контексте конкретной религии в целом, то есть на языке конечных целей и устремлений группы верующих. Учёному не обязательно верить в то, во что верит верующий, но если он серьёзно пытается понять религиозные явления, то он должен сделать шаг в направлении верований, в которые верит верующий. Только с такой позиции учёный может определить, какие действа, практики и празднества составляют богослужение в данной религиозной общине.
Более широкое понятие религиозного богослужения (действа, практики, празднества) включает также изучение священных текстов, подготовку других к изучению и декламации этих текстов и различные формы религиозного обучения. Некоторые религии насыщают эти виды действий священными церемониями. В японских монастырях буддийской секты дзэн я наблюдал послушников, торжественно несущих копии Лотус Сутра и затем заучивающих их с помощью превращённой в обряд распевной декламации. Изучение Талмуда в еврейских ешивах носит аналогичный ритуальный характер.
Во множестве разновидностей богослужений учёный может выявить два основных направления: одно более праздничное, ориентированное на ритуал, другое более обучающее, ориентированное на медитацию.
Вопрос о том, могут ли одитинг и обучение быть формами религиозного богослужения, может естественно возникнуть в умах приверженцев основных религий Запада, а именно: иудаизма, христианства и ислама. В этих религиях богослужение главным образом, но не исключительно, сосредоточено на публичных торжествах, праздничных днях, проповедях, пении псалмов, религиозной службе во время Шабата и в воскресенье и других проявлениях преданности своей религии. Хотя такие формы богослужения можно найти в изобилии представленными и в восточной религии, в большинстве проявлений восточной набожности существует фундаментальный оттенок, который придаёт большее значение медитации и обучению. Как уже отмечалось выше, в ведантическом индуизме и дзэн-буддизме богослужение фокусируется не на празднестве, а на медитации и изучении сутр, духовных книг. В дзэн-буддизме эти духовные занятия часто сопровождаются медитацией на коанах, коротких, лаконичных и часто противоречивых высказываниях, которые помогают верующему расколоть скорлупу обычного сознания, чтобы достичь состояния сатори, или «пробуждения».
В то время как открытие и систематизация технологии одитинга принадлежат исключительно Л. Рону Хаббарду, Церковь Саентологии и сам Л. Рон Хаббард всегда признавали, что Саентология имеет сходство с определёнными аспектами индуизма и особенно буддизма. Саентология разделяет с обеими религиозными традициями веру в то, что основной процесс спасения — это переход от невежества к просвещению, от плена к свободе и от мрака и замешательства к ясности и свету. Несколько лет тому назад я опубликовал статью о связи Саентологии с буддизмом: Фрэнк К. Флинн «Саентология как технологический буддизм» под редакцией Джозефа Г. Фихтера в книге «Альтернативы основным американским церквям», Нью-Йорк: Paragon House, 1983, стр. 89–110. В согласии с восточными традициями, Саентология вполне логично усматривает богослужение не столько в состоянии празднования и религиозного рвения, сколько в состоянии медитации и обучения, где особое значение придаётся осознанию, просвещению или, используя саентологический термин, «клированию».
Неверно было бы сказать, что на Западе нет медитативной или обучающей формы богослужения. Набожный ортодоксальный еврей верит, что благоговейное изучение Торы или Закона — это одна из форм, если не самая главная форма, богослужения. Поэтому ортодоксальные евреи создают ешивы, предназначенные для благоговейного изучения Торы и Талмуда. Ешива — это не просто место обычного обучения; это также место богослужения. Аналогично у мусульман имеются куттабы и медресе для благоговейного изучения Корана. Аналогично многие римско-католические монашеские религиозные ордена, особенно цистерцианцы и трапписты, посвящают большую часть своего богослужения молчаливому изучению священных текстов и медитации над ними.
Однако в целом на Западе медитацию, изучение священных текстов и обучение не понимают как формы богослужения в той степени, как это делают на Востоке. В Индии распространён обычай, согласно которому люди преклонного возраста продают все свои земные владения, отправляются к священному месту, например Варанаси (Бенарес) на Ганге, и проводят там остаток своей жизни, иногда выполняя пуджи или ритуальные жертвоприношения, но чаще всего медитируя над божественными вещами. Для простого индуса такая медитация является высшей формой богослужения.
Абсолютно ясно, что Саентология имеет как типичные формы церемониального и праздничного богослужения, так и свою собственную уникальную форму духовной жизни...
И без этих рассуждений абсолютно ясно, что Саентология имеет как типичные формы церемониального и праздничного богослужения, так и свою собственную уникальную форму духовной жизни: одитинг и обучение. По сравнению и по контрасту с этим католическая церковь считает формами богослужения все свои семь таинств. Именно поэтому в католических церквях все таинства проводит только посвящённый в духовный сан священник. Таинства за пределами церкви проводят только при особых обстоятельствах, например при уходе за больными. Семь таинств включают крещение, конфирмацию, покаяние, евхаристию, брак, священство и елеосвящение больных и немощных. Но «таинством всех таинств» для католиков является евхаристия, обычно называемая мессой, которая отмечает смерть и воскресение Иисуса Христа и его присутствие в общине верующих.
Церковь Саентологии тоже имеет, если можно так выразиться, своё «таинство всех таинств», а именно: одитинг и обучение. Главная религиозная цель всех практикующих саентологов заключается в том, чтобы стать Клиром и достичь состояния «Оперирующего тэтана», который господствует над «жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем». Основными религиозными средствами для достижения этих целей являются сложные уровни и ступени одитинга и обучения. По своей религиозной важности то, чем для католика является евхаристия, для саентолога являются одитинг и обучение. Как католики считают семь святых таинств главными средствами спасения мира, так саентологи считают одитинг и обучение основными средствами спасения, которое они описывают как оптимальное выживание по всем динамикам.
Если бы меня как учёного, занимающегося сравнительной религией, спросили: «Где у католиков находятся места богослужения?» — я бы дал такой ответ: «Разумеется, там, где приверженцы приобщаются к святым таинствам». На вопрос «Где у саентологов находятся места богослужения?» я бы дал такой ответ: «Разумеется, там, где прихожане получают одитинг и обучение саентологическому писанию». Священным писанием Церкви Саентологии являются работы Хаббарда по Дианетике и Саентологии. Огромное большинство этих работ посвящено тому, что саентологи называют технологией одитинга, технологией управления и предоставлением одитинга и обучения членам Церкви. Явное преобладание акцента на одитинге в работах Хаббарда убедит любого религиоведа, что одитинг и обучение — это центральные религиозные практики и главные формы богослужения Церкви Саентологии.
Как учёный, занимающийся проблемами сравнительной религии, я могу совершенно определённо сказать, что, во-первых, одитинг и обучение — это ключевые формы богослужения в системе верований саентолога. И, во-вторых, места, где одитинг и обучение предоставляются, безусловно, являются саентологическими храмами (местами для богослужений).
Фрэнк К. Флинн
22 сентября 1994