Подобно тому, как в современное научное определение религии было сочтено необходимым включить типы религиозного поведения, обычаев и верований, которые выходят за пределы западных монотеистических традиций, так и в своём понимании «богослужения» современные научные определения тоже вышли за пределы западного контекста и включают практику восточных традиций религиозной и духовной жизни.
В историческом и мировом масштабе учёные, изучающие религию, встречаются с широким диапазоном «богослужебного поведения и действий». Космические религиозные традиции первобытных народов настраивали их богослужебную деятельность на космические ритмы природы и Создателя. Фактически каждому действию общины — от охоты до сева и от рождения до смерти — предшествовала ритуальная или богослужебная деятельность. В исторических религиозных традициях Запада молитва и ритуал являются центральными актами богослужения общины. Богослужение выражается в широком диапазоне действий: в упоминаниях Аллаха в пяти ежедневных молитвах мусульман, в подтверждении Завета Яхве в еврейские праздничные дни и возвеличивании «Тела Христа» в ежедневных католических мессах. В традициях Востока богослужение может быть актом медитации йогов на безлюдном пространстве Гималайских гор, или многократно повторяющегося распевного чтения перед изображением «свершившейся души», или сложными синтоистскими ритуалами в присутствии «ками», которые есть в каждой капле воды и в каждом листе дерева, или многонедельными службами, состоящими из чтения нараспев и молитв у тибетских буддистов, которые отвергают понятие Бога-Создателя. Богослужение в целом стало рассматриваться теми, кто изучает религию, как религиозные действа, способствующие общению и налаживанию взаимоотношений с невидимым Священным. Если взглянуть на подобные действа в мировом и историческом масштабе, то становится понятно, что они включают самый широкий диапазон различных действий и поведения.
В Церкви Саентологии мы также обнаруживаем широкий диапазон богослужебной деятельности, направленной на способствование общению и налаживанию взаимоотношений со Священным. Её элементы могут быть обнаружены как в одитинге (описанном выше), так и в религиозном обучении. Одитинг — это путь продвижения от состояния «преклир» до состояния «Клир» и за его пределы. Это саентологический способ осознания самого себя как бессмертного духовного существа, тэтана, того невидимого начала, которое является предметом религиозной жизни. Но в Саентологии столь же важна и практика учебной подготовки. В одитинге личность становится свободной; по ходу обучения личность остаётся свободной и учится «достигать цели улучшения состояний жизни».
Как мы уже указывали, формы богослужения в пределах данной религиозной традиции соответствуют её опыту или тому, что является священным и что понимается под Конечной Истиной. Для Саентологии учебная подготовка — это деятельность, которая позволяет двигаться через Восемь динамик к восьмой динамике, Вечности. Учебная подготовка — это не случайное и не простое «обучение» в Саентологии. Это скорее точно рассчитанное последовательное продвижение личности — с собственной скоростью и в соответствии с «пунктами плана» — для получения важных знаний и приобретения способности применять эти знания в повседневной жизни. Существует масса курсов обучения, предлагаемого в Саентологии, начиная от вводных курсов и кончая такими, которые содержат «знания о конечных возможностях тэтана».
Более знакомые формы богослужебной деятельности можно увидеть в общинных ритуалах, когда саентологи собираются для отправления своих обрядов и церемоний. Литература по Саентологии содержит описание обрядов и церемоний, которые отмечают важные события в жизненном цикле: рождение, наречение, брак и смерть. Согласно взглядам саентологической общины, эти обряды и церемонии связывают жизненные события со священными глубинами жизни (см. описание некоторых обрядов и церемоний в работе Л. Рона Хаббарда «Саентологическая религия», Лондон, 1950 г.). Эти саентологические ритуалы жизненного цикла находят свои аналоги в большинстве религиозных традиций. Они укрепляют убеждение личности в том, что человеческая жизнь связана с невидимыми духовными началами, которые должны быть распознаны и признаны для достижения цельности и реализации всех потенциальных возможностей человеческой жизни.
Акты богослужения могут быть индивидуальными и коллективными. Наиболее очевидно это проявляется в молитве, но это также справедливо для актов медитации и духовных дисциплин. Человек вовлечён в богослужение, будь то суфийская молитва, произносимая в одиночестве, или кружение вместе с другими в круговороте танца-молитвы; будь то одинокий буддист, погружённый в медитацию на склоне горы, или нараспев читающий сутру вместе с другими, во всех этих случаях человек выполняет акты богослужения.
В Саентологии, как и в традициях Востока, индивидуальное усилие является ключевым. Этот процесс реализации или движения к полной духовной свободе включает одитинг и обучение в рамках Саентологии.
В Саентологии встречаются как индивидуальные, так и коллективные акты богослужения, но, как и в традициях Востока, индивидуальное усилие является ключевым. Этот процесс реализации или движения к полной духовной свободе включает одитинг и обучение в рамках Саентологии. Аналогичными являются взаимоотношения «гуру и ученика» в восточных традициях, в которых основные акты богослужения — это внутренние процессы, которые способствуют, в Индуизме, например, движению к реализации атмана, души, которая также является Конечной Истиной. Эти внутренние процессы могут быть связаны с определёнными внешними проявлениями, например, позами йоги, или определёнными приёмами дыхания, или даже определёнными внутренними действиями, например мысленным представлением образа. Эти внутренние духовные движения могут разворачиваться в течение коротких или длительных периодов времени и являются частью богослужебной деятельности посвящённого. Во многих восточных традициях аскетические и созерцательные акты учебной подготовки и дисциплины личности с целью роста в духовной жизни могут продолжаться в полном уединении в течение многих месяцев или лет, начиная с того момента, когда ученик получил направление от учителя. Хотя такая практика осуществляется в уединении, она всё же связана с жизнью общины с помощью разделяемых общих убеждений, верований и действий. В Саентологии правильным контекстом для одитинга и обучения является тот, при котором главным является отношение между посвящённой личностью и её религиозным наставником. Опять-таки, здесь наблюдается аналогия отношений личности с духовным наставником в христианских монашеских традициях, пастором в протестантских традициях, гуру в индуистских традициях или ламой в традициях тибетского Буддизма.
В Саентологии эти внутренние духовные акты, связанные с одитингом и обучением и облегчающие раскрытие духовной природы личности, связаны также с ростом религиозных знаний и образования. В саентологическом контексте это значит, прежде всего, изучение работ и магнитофонных записей лекций Л. Рона Хаббарда по Дианетике и Саентологии. Это также включает курсы, которые он создал, и фильмы, к которым он написал сценарии и режиссёром которых был. Опять-таки, эту связь духовной практики и изучения священных книг можно найти в большинстве традиций. Классический индусский йог одновременно живёт жизнью отшельника и читает свои веды. Истовый мусульманин читает Коран и соблюдает пост в течение месяца. Они считают, что эти действия взаимно укрепляют друг друга на духовном пути.
Заключение: В свете данного обзора саентологической практики я делаю вывод, что Саентология занимается богослужебной деятельностью в том смысле, в котором богослужение понимается в современном исследовании религии, и, соответственно, в своих собственных местах богослужения. Действия саентологов в местах их богослужения находятся в том же диапазоне форм и обычаев, которые прослеживаются в религиозной жизни всего человечества.
М. Дэррол Брайент
26 сентября 1994 года