VI.
ВЫВОДЫ

В результате предпринятого анализа мы можем сделать вывод, что Саентология является религией со всех точек зрения, которые существуют в современных дискуссиях об определении этого термина в общественных науках и которые мы рассмотрели в настоящей работе.

Подобно большинству религий, которые в международном плане составляют «религиозный фермент» последних десятилетий (религии восточного происхождения, пятидесятничество, афро-американские религии и др.), центральное место в Саентологии занимает религиозный опыт, выходящий за рамки обычного и повседневного. Как и в других религиях, такой опыт частично мотивируется, регулируется и интерпретируется доктриной, и частично принимается в качестве правоты представлений о мире, которых придерживается группа. Следовательно, Саентология удовлетворяет субстантивным определениям религии, принятым в настоящее время общественными науками.

Мы можем сделать вывод, что Саентология является религией со всех точек зрения, которые существуют в современных дискуссиях об определении этого термина.

Саентология также соответствует современной концепции религий, определяемой с функциональной точки зрения: она представляет собой систему верований, служащих группе людей для объяснения таких фундаментальных проблем как несправедливость, страдание и поиск смысла жизни, а также практик, с помощью которых они противостоят этим проблемам и предполагают их решить.

Подобно большинству религий, Саентология заявляет, что она открыла загадку смысла жизни. Она не предлагает его на обсуждение; она заявляет, что открыла истинный смысл. Делая так, она отличает себя от гуманистической точки зрения: она не предлагает ценностей и этических норм для обоснования смысла человеческой жизни и не даёт советы; наоборот, она утверждает, что знает, что такое человек на самом деле и в чём заключается смысл его жизни. В то же время, несмотря на использование терминов, подобных тем, что используются в научном мире, она явно отличается от науки: она не собирается ограничиваться описанием того, как всё происходит, или представлять гипотезы для их опровержения и последующей модификации. Саентология утверждает, что она открыла истинные причины и предлагает свои знания другим. Таким образом, Саентология соответствует сравнительным определениям, которые характеризуют религию с точки зрения её отличий от гуманистических воззрений.

Церковь Саентологии ожидает, что её последователи будут становиться религиозными людьми в том смысле, который вкладывают в этот термин аналитические определения религии. Она представляет собой взаимосвязанную систему верований, предполагая, что её последователи будут разделять её основополагающие доктрины и участвовать в ритуалах, непосредственно общаясь с высшей реальностью, усвоят информацию о принципах веры, что отразится на их повседневной жизни. Следовательно, согласно аналитическим определениям религии, Церковь Саентологии представляет собой религиозную организацию, так как её ожидания по отношению к своим последователям соответствуют ожиданиям подобных организаций по отношению к религиозным людям.

Наконец, принимая «эмическую» точку зрения, можно отметить, что Саентология считается религией в большинстве культурных контекстов, в которых она ведёт свою деятельность, включая заявления государственных учреждений, членов Церкви и ученых-обществоведов, которые изучают новые религиозные движения.

В этой статье мы рассмотрели соответствие между Саентологией и современными определениями религии, принятыми в области общественных наук. Однако, нам также кажется, что Саентология удовлетворяет определениям религии, считающимся «классическими», как в антропологии, так и в социологии.

В области социологии Макс Вебер, считающийся «отцом» социологии религии, предпочитал не определять термин как таковой (Вебер, 1964:1). Скорее, он скрупулёзно подразделил известные религии на большое число различных типов, исходя из многообразия критериев. Представляется, что Саентология соответствует определённому типу «религий спасения», которые представлены как путь к свободе духа от реинкарнации или цикла рождения и смерти (Вебер, 1964:146). Согласно критериям Вебера, среди религий спасения Саентологию можно отнести к религиям, которые:

  • основаны пророком, создавшим доктрину, направленную на то, чтобы сделать возможным спасение человечества (Вебер, 1964:46);
  • имеют систематизированные ритуалы и свод всеобъемлющих законов, знание которых требует специального обучения (Вебер, 1964:154);
  • подтверждают, что спасение может быть достигнуто через религиозные усилия, направленные на самосовершенствование (Вебер, 1964:156);
  • создали процедуру, направленную на достижение религиозного освящения личности (Вебер, 1964:156); и
  • утверждают, что освящение индивидуума предполагает овладение им сверхчеловеческими способностями и возможностью выполнять сверхчеловеческие действия (Вебер, 1964:157).

Соответствие между Саентологией и таким типом религии спасения можно точно установить в соответствии с категориями Вебера по следующему параграфу из книги What Is Scientology?:

«В отличие от тех, кто учит, что человек не может улучшиться и что семьдесят лет в теле — это всё, что он может ожидать, существуют состояния выше, чем те, которые присущи смертному человеку. Состояние ОТ существует и люди действительно его достигают. Подобно любым другим достижениям в Саентологии оно достигается постепенно. <…>»

«Некоторые загадки жизни впервые раскрываются для полного обозрения на уровнях ОТ. Не самой последней из этих загадок является познание бессмертия и свобода от цикла рождения и смерти.

Путь является истинным, и он ясно размечен. Всё, что требуется сделать — это ступить на первую ступень лестницы и взойти к состоянию Клир, и затем двигаться вперёд, к уровню Оперирующего тэтана.

Одитинг даёт возможность человеку пройти расстояние от Homo sapiens, который употребляет наркотики, испытывает боль, огорчения и страхи, до высших состояний и свободы в качестве духовного существа. Такие состояния достижимы только с помощью одитинга. Но они существуют, и они достижимы, и они полностью восстанавливают изначальный потенциал духовного существа». (What Is Scientology? 1992:222–223)

В соответствии с этим определением, как было ранее отмечено, центральным верованием Саентологии является то, что человек — это тэтан, то есть духовное существо.

В области антропологии наиболее классическим из определений религии является определение сэра Эдуарда Тайлора, который характеризует её как «веру в духовных существ». В соответствии с этим определением, как было ранее отмечено, центральным верованием Саентологии является то, что человек — это тэтан, то есть духовное существо. В этом плане руководство «Саентология: настольная книга» говорит своим читателям:

«Вы — это тэтан, духовное существо. Не ваши глаза, не ваш мозг, а вы сами. Нельзя сказать, что вы имеете тэтана, как будто это что-то, что вы держите где-то в стороне от себя; вы являетесь тэтаном. Вы не можете сказать „мой тэтан“; вы говорите „я“.

Хотя многое из того, что в Саентологии считается истинным, можно найти в других великих философских учениях, то, что она предлагает, является совершенно новым. Это точный маршрут, двигаясь по которому каждый человек может вновь открыть для себя эту простую истину: он является духовным существом». («Саентология: настольная книга», 1994:iii)

Алехандро Фригерио, доктор философии
Буэнос-Айрес
1996

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ