«Омическая» точка зрения в антропологии уделяет внимание классификации понятий с точки зрения тех, кто разделяет определенную культуру. Противоположностью является «этическая» точка зрения, которая основывается на концептуальной классификации одной из теорий общественных наук. До сих пор мы рассматривали определения религии, взятые с теоретической точки зрения, то есть с точки зрения ученых-обществоведов, участвующих в современной дискуссии по вопросу, что является религией и каковы её характеристики. В этом разделе мы рассмотрим «эмическую» точку зрения членов общества.
Чтобы ответить, является ли Саентология религией с «омической» точки зрения, необходимо задать вопрос, считается ли она таковой в специфических культурных контекста, в которых она осуществляет свою деятельность. Так как Церковь Саентологии является международной организацией, эти контексты находятся во многих странах. Поскольку мы имеем дело со сложными обществами, в них есть многочисленные подгруппы: сами саентологи, государственные учреждения, студенты, изучающие религиозные науки, включены в список тех, кто сделал публичные заявления по этому вопросу.
Прежде всего необходимо отметить, что сами саентологи представляют Саентологию религией в своих работах и популярных изданиях. (См., например, What Is Scientology? 1993:1, 7, 141, 147, компиляция работ ЛРХ What Is Scientology? 1994:iii.)
Что касается государственных учреждений, то в юридических целях и для освобождения от налогов Саентология признана религией в странах, где она проводит свою деятельность. Государственные учреждения, которые недвусмысленно заявили, что Саентология является религией, включают в себя:
Учреждения исполнительных органов власти:
Министерство образования и культуры (Freewinds of Education and Culture) Баварии, 1973; Государственный департамент Соединённых Штатов (Department of State of the United States), 1974; Агентство социального обеспечения (Social Security Agency), г. Анже, Франция, 1985; Национальное управление службы иммиграции и натурализации (National Office of the Immigration and Naturalization Service), Соединённые Штаты, 1986; район Шонеберг (District of Shoneberg), г. Берлин, Германия, 1989.
Налоговые организации:
Департамент администрации и финансов (Department of Administration and Finance), Цюрих, Швейцария, 1974; Налоговое управление (Tax Department) штата Флорида, Соединённые Штаты, 1974; Австралийское налоговое управление (Tax Office), 1978; Калифорнийское франчайзинговое налоговое управление (Franchise Tax Board), 1981; Налоговое и таможенное управление (Department of Taxes and Customs), Канада, 1982; Налоговая служба (Tax Service), г. По, Франция, 1987; Инспектор по налогообложению корпораций (Corporate Tax Inspector), г. Амстердам, Голландия, 1988; Налоговая администрация (Tax Commission) штата Юта, Соединённые Штаты, 1988; Налоговая администрация (Tax Commission) г. Нью-Йорка, Соединённые Штаты, 1988; Федеральное управление финансов (Federal Office of Finances), Германия, 1990; Налоговая администрация (Tax Commission), г. Монца, Италия, 1990; Налоговая администрация (Tax Commission) г. Лекко, Италия, 1991; Налоговое управление Соединённых Штатов (Internal Revenue Service), 1993; Калифорнийский департамент по развитию занятости населения (Employment Development Department), Соединённые Штаты, 1994.
Юридические органы:
Апелляционный суд Вашингтона (Appeals Court), округ Колумбия, Соединённые Штаты, 1969; суд округа Колумбия, Соединённые Штаты, 1971; суд г. Сент-Луиса, штат Миссури, Соединённые Штаты, 1972; Австралийский суд, г. Перт, Австралия, 1970; Земельный суд (Court of District) г. Штутгарта, 1976; суд, г. Мюнхен, Германия, 1979; Апелляционный суд (Appeals Court) г. Парижа, 1980; Апелляционный суд (Appeals Court) штата Орегон, 1982; окружной суд (District Court) Соединённых Штатов в штате Вашингтон, 1983; Верховный суд (Superior Court) штата Массачусетс, 1983; Управление главного прокурора (Attorney General’s Office) Австралии, 1973; Высокий суд (High Court) Австралии, 1983; окружной суд (District Court) Центральной Калифорнии, Соединённые Штаты, 1984; Апелляционный суд (Appeals Court) г. Ванкувера, 1984; Земельный суд (Court of the District) г. Штутгарта, Германия, 1985; Апелляционный суд (Appeals Court) г. Мюнхена, Германия, 1985; суд г. Падуи, Италия, 1985; суд г. Болоньи, Италия, 1986; региональный суд (Regional Court) г. Гамбурга, Германия, 1988; суд г. Берлина, Германия, 1988; суд г. Франкфурта, Германия, 1989; суд г. Мюнхена, Германия, 1989; суд г. Ганновера, Германия, 1990; суд г. Милана, Италия, 1991; Административный суд (Administrative Court) г. Гамбурга, Германия, 1992; Верховный суд (Superior Court) Германии, 1992; суд г. Нью-Йорка, 1994; Налоговый суд (Tax Court) Италии, 1994; окружной суд (District Court) г. Цюриха, Швейцария, 1994; Верховный суд (Supreme Court) Италии, 1995.
В конечном счёте, в исследованиях, проводимых учёными-обществоведами, обычно ссылаются на Саентологию, как на религию, рассматривая её в качестве составной части растущей группы новых религиозных движений.
Одно из первых исследований Саентологии, статья Гарриета Уайтхеда в книге «Религиозные движения в современной Америке» (Religious Movements in Contemporary America) (1974), помещает её среди «растущего числа религиозных движений, находящихся совершенно вне иудейско-христианской традиции». (1974:547)
Подобным образом, монография Роя Уоллиса «Путь к полной свободе: социологический анализ Саентологии» (The Road to Total Freedom: a Sociological Analysis of Scientology) (1977), которая анализирует историческое развитие, доктринальные и организационные преобразования, происходившие по мере перехода от Дианетики к Саентологии, уверенно помещает объект исследования среди новых религиозных групп. Уоллис считает Саентологию религией, которая особенно хорошо адаптирована для религиозного рынка современного западного общества, что подтвердил Уилсон много лет спустя. Упор на преимущества от религиозной практики, которые последователи получат в этом мире, использование характерной риторики и бюрократическая, рационально построенная организация соответствуют современным западным ценностям, поскольку «…благодаря тому что сама жизнь стала строиться на рациональной основе, организации, предоставляющие пути к спасению, также пришли к рационализму». (1976:246)
Фрэнк Флинн в своей статье «Саентология как технологический буддизм» (Scientology as Technological Buddhism), входящей в сборник «Альтернативы американским основным церквям» (Alternatives to American Mainline Churches) (1983), утверждает, что Саентология является «наиболее интересным из новых религиозных движений», потому что она «имеет очень много общих черт с буддизмом» (93).
В своей книге «Социальные измерения сектантства» (The Social Dimensions of Sectaniarism) (1990) Брайан Уилсон утверждает, что Саентология скорее относится к «мирским религиям». Затем он показывает, как она удовлетворяет перечню требований из 20 пунктов, обычно характеризующих религии. Он полагает, что «Саентология, несомненно, должна считаться религией. В отношении метафизических учений, которые она проповедует (а не потому, что она сама определяет свою организацию как церковь), можно также сказать, что это — религия, которая отражает множество проблем современного мира». (1990:288) «Если бы требовалось выдвинуть предположение о том, что такое современная религия, возможно, Саентология не вписалась бы до такой степени в мирскую жизнь, в которой она функционирует и у которой она заимствует бóльшую часть своей организационной структуры и целительной деятельности». (1990:288)
Саентология входит в список групп, рассмотренных в наиболее значимых книгах, посвящённых исследованиям новых религиозных движений: «Новые религиозные движения: практическое введение» (New Religious Movements: a Practical Introduction) профессора Айлин Баркер (1992), а также в следующих энциклопедиях: «Энциклопедия американских религий» (Encyclopedia of American Religions) и «Энциклопедический справочник культов в Америке» (Encyclopedic Handbook of Cults in America) Дж. Гордона Мелтона (1992). Она также обсуждается, вместе с другими новыми религиозными группами, в книге «Дискуссия о культах: реакция общества на новые религиозные движения» (Cult Controversies: Societal Responses to the New Religious Movements) Джеймса Бэкфорда (1985); в книге Томаса Роббинса «Культы, новообращения и харизмы: социология новых религиозных движений» (Cults, Converts and Charisma: the Sociology of New Religious Movements) (1991) и в книге Массимо Интровинь и Жан-Франсуа Майера «Новые религии Европы» (L'Europa delle Nuove Religioni) (1993).
Подводя итоги и приняв экспериментальную точку зрения, мы можем отметить, что Саентология считается религией в культурном контексте, в котором она проводит свою деятельность, о чём свидетельствуют официальные заявления государственных учреждений, членов Церкви и ученых-обществоведов, проводящих исследования новых религиозных движений.