Научным изучением религий на Западе занялись на заре XIX века благодаря истории мысли, обязанной своим становлением философам эпохи Просвещения в Европе XVIII века. Когда до научных кругов Европы дошла собранная исследователями и миссионерами новая информация о древних религиозных традициях (в частности, о философских учениях Индии и Дальнего Востока), возникла необходимость пересмотреть и переоценить само понятие «религия».
Это понятие, на тот момент означавшее только Христианство и Иудаизм — и иногда Ислам, — стало распространяться на такие восточные
Феноменология религии, как одно из её основных направлений, выявила такое разнообразие религий, что
Узкое понятие религии, часто навязываемое скорее государственными чиновниками, чем религиоведами, в современном мире нуждается в пересмотре. Слово «религия», встречающееся в той или иной форме в большинстве европейских, то есть германских, романских и славянских языков, происходит от латинского слова religio. Это понятие, в частности, включает в себя идею зависимости
Так что подобные принятые на Западе определения понятия «религия» могут применяться к восточным
Иными словами, на свете много культур, которые выглядят очень религиозными, несмотря на то, что они обходятся в своих языках без связанных с religio понятий. Это особенно относится к северным культурам Старого и Нового света, в которых мы проводили полевые исследования: люди проводят ритуалы анимизма и шаманства, не называя их религией. В качестве типичного примера такого подхода можно привести слова нанайской шаманки из Приамурского региона
Ещё одна актуальная проблема касается роли многих современных функциональных альтернатив религии. Недавняя мировая история показывает, что попытки, скажем, коммунизма, марксизма и маоизма создать «нерелигиозное» государство и общество оказались безуспешными. Духовные вопросы человеческому сознанию явно интересны больше, чем считалось в этих и других материалистических и антропоцентрических идеологиях, возникавших как в прошлом, так и в этом веке.