Саентология как новая религия

Памятуя об обсуждении перечисленных выше пяти категорий, теперь мы попробуем рассмотреть роль и место Церкви Саентологии в быстро расширяющейся группе движений, называемых «новыми религиями», обращая внимание в основном на учение, практики и организацию Церкви Саентологии. И вновь ключевой вопрос звучит так: является ли Саентология религией или нет? Настоящий доклад можно сравнить с исследованием Брайана Р. Уилсона, британского социолога религии, который изучал Саентологию на предмет следующих параметров, присутствующих в любой религии:

а) верования, обычаи, отношения и учреждения, относящиеся к: сверхъестественному, фундаментальным интересам человека и т. п.;

б) практики, представляющие собой послушание, почитание или богослужение;

в) коллективный или групповой характер духовной жизни.

После тщательного изучения нескольких мировых религий Уилсон даёт подробное описание Саентологии как теологической системы и организации. Он делает важное заключительное заявление: «Религии со временем меняются» и «Религия как таковая изменяется».

Уилсон отмечает важный момент «изменения», делая упор на фактах, относительно которых мы разделяем его точку зрения: «новые религии» или «современные движения не будут удовлетворять по всем пунктам нашей (в целом классической) модели». В итоге Уилсон утверждает: «Саентология — это действительно религия, и её следует рассматривать как таковую».

Далее мы рассмотрим Саентологию с точки зрения пяти измерений религии.

А. Когнитивное измерение

Когнитивное измерение Саентологии подтверждается наличием уникального и чётко определённого представления о мире и вселенной, выраженного в её доктрине восьми динамик, которая делит бытие на восемь отдельных плоскостей, где на вершине находится царство духа и Бог. Вера саентологов в существование сверхъестественного заложена в их вере в истинное «я» как в дух — тэтан — и в бессмертие тэтана на протяжении огромного числа прошлых жизней, а также в их вере в мир духа и в Бога. Именно через призму этих сверхъестественных сил и Бога саентологи принимают решения в отношении своих судеб, потребностей и ценностей.

Саентологию определённо следует характеризовать как письменную или «книжную» религию. Её традиции передаются почти полностью через Кредо, тома с текстами Писаний и лекции её Основателя.

Б. Измерение воздействия или эмоциональное измерение

Измерение воздействия или эмоциональное измерение Саентологии можно обнаружить в тесной связи между практиками Саентологии и сверхъестественным. Религиозный опыт в Саентологии обретается в одитинге и обучении, благодаря которым саентологи общаются со своей духовной реальностью. Это общение особо отмечается в одитинге, когда саентологический священник проводит тэтана через прошлые жизни для того, чтобы справиться с проявлениями духовных травм. Стараясь согласовать и привести в равновесие свои восемь динамик, саентологи вступают в общение с духовной плоскостью и с Богом. Саентологи считают себя и других духами (не телами), которые живут за пределами физического измерения. Они обычно имеют общую точку зрения и ощущают единство с другими существами и духовной вселенной.

В. Конативное или поведенческое измерение

Конативное или поведенческое измерение в саентологической религии проявляется в её основных ритуалах — религиозных практиках одитинга и обучения — и в церемониях инициации, а именно: в брачных церемониях, похоронах и наречении. Доктрина Саентологии также призывает своих прихожан соблюдать высочайшие стандарты этичного поведения и предусматривает продвинутую систему правил поведения, которая служит им ориентиром. Эти правила можно найти в основных принципах «Системы этики и правосудия» Саентологии, а также в более специализированных кодексах, таких как Кодекс одитора, Кодекс супервайзера, Кодекс чести и Кодекс саентолога.

Г. Социальное измерение

Социальное измерение Саентологии отражено в сложной церковной архитектуре. Международная церковная иерархия Церкви Саентологии состоит из нескольких уровней и особых организаций, задача которых состоит в том, чтобы следить за соблюдением ортодоксальности и за деятельностью отдельных церквей. Существует Международная Церковь Саентологии (МЦС), «Материнская Церковь» в иерархии церквей, которая следит за практикой и распространением религии по всему миру. Существует также Центр религиозной технологии, который непосредственно отвечает за чистоту саентологического Писания и ортодоксальную практику религии.

Отдельные церкви под руководством МЦС располагаются в иерархическом порядке, отражающем уровень оказываемых ими религиозных услуг. Есть, например, Обслуживающая организация Флага Церкви Саентологии во Флориде, которая оказывает саентологические религиозные услуги самого высокого уровня, и различные «продвинутые организации» и «церкви уровня сент-хилл», расположенные по всему миру, которые оказывают религиозные услуги промежуточного уровня. Ниже находятся местные саентологические церкви, саентологические миссии и независимые священники, проводящие службы более низкого и самого нижнего уровней. Каждый из этих уровней в свою очередь контролируется церковной организацией, подчиняющейся МЦС.

Д. Культурное измерение

Культурное измерение Саентологии богато и разнообразно. Хотя Саентология и новое движение, она обладает узнаваемой культурой, отличающейся множеством уникальных черт. Здесь есть собственная терминология (собранная в два отдельных словаря), включающая такие понятия, как «тэтан», «Клир» и «одитинг». Здесь есть собственный календарь знаменательных дат, таких как День рождения Л. Рона Хаббарда, День одитора и т. д., имеющих особое значение только для саентологов. Есть также особые места, имеющие большую религиозную значимость для саентологов, в которые члены Церкви совершают паломничества, например, дом Хаббарда в усадьбе Сент-Хилл в Англии, Обслуживающая организация Флага Церкви Саентологии во Флориде.

Уклад жизни саентологов строго соответствует саентологическим Священным Писаниям. Они применяют этические и нравственные принципы Саентологии в повседневных делах и во взаимоотношениях с другими людьми, а также в процессе воспитания детей. Многие саентологи записывают детей в школы, применяющие саентологические принципы, например технологию обучения, разработанную Хаббардом. Саентологи всех возрастов не употребляют наркотики и очень активно выступают против их употребления.

Саентологи, наиболее преданные своей религии, — члены Морской организации — живут в общине, заботятся о хозяйственных и повседневных нуждах друг друга, таких как питание, жильё, медицинская помощь. Они носят униформу, живут согласно особым обычаям и посвящают почти всё своё рабочее время служению своей религии. Церковь Саентологии со всеми своими функциями очевидно является «образом жизни» для людей, состоящих на службе в её религиозном ордене.

IX. Выводы
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ