Обычным явлением было не только развитие различных школ в рамках господствующей традиции (в развитых обществах), но и намеренное и сознательное инакомыслие вразрез с ортодоксальностью. Христиане, иудеи и мусульмане делятся на ортодоксов (все их школы) и инакомыслящие группы, которые следуют иным моделям религиозной практики, принимают отличающиеся убеждения, а также создают свои собственные отдельные учреждения. Несогласие наиболее заметно в контексте, где преобладает религиозная исключительность: то есть когда от лица, принимающего одну религию, требуется отказ от принадлежности ко всем остальным — шаблон приверженности, строго необходимый в христианской традиции. Поскольку некоторые европейские правительства перестали прописывать конкретные формы религии для своих подданных и, по крайней мере формально, прекратили в некоторой степени отдавать дискриминационные предпочтения одной религии относительно другой, ситуация в этих странах приблизилась к той, что преобладает в Соединённых Штатах. Таким образом возникла ситуация, обозначенная как «религиозный плюрализм». Формальное равенство религий в рамках данного общества (равенство, как часто говорят, перед законом) не может скрыть тот факт, что дискриминация в том или ином виде всё же нередко имеет место. В Англии множество законов охраняют превосходство Англиканской церкви, — церкви, установленной законом, мирским главой которой является монарх. Ряд англиканских епископов сидят по закону в верхней палате законодательного органа и епископские назначения производятся премьер-министром — вот некоторые из признаков льготного режима. В других европейских странах применяются различные дискриминационные меры по отношению к инакомыслящим группам или новым религиозным организациям в пользу одной или нескольких традиционных церквей. Свобода религиозной практики в Европе — в общем и целом — существует, но различные религиозные организации по-прежнему испытывают дифференцированный подход со стороны государства и часто должны бороться с враждебными СМИ, которые работают над поддержанием подозрения в обществе ко всему, что является непривычным в религии. Такой дифференцированный режим и связанная с ним враждебность возникают частично от сохранения нормативной приверженности большинства из тех, кто традиционно — в качестве «экспертов» — даёт определения религии и составляет описания её особенностей. Во всех обществах существует наследование языка в области религии, который несёт на себе отпечаток религиозной приверженности. Ранние определения и описания основ религии часто используют термины, заимствованные из религиозных традиций тех, кто их сформулировал. Согласно мнениям обществоведов, использование терминов, свойственных одной религии, искажает описание других религий и часто может включать в себя ложные предположения об их характере. Представления, развившиеся в рамках одной культурной и религиозной традиции, будут искажать функционально эквивалентные, но формально отличные элементы в традиции другой религии. Примерами такого ненадлежащего использования являются выражения «Буддийская церковь», «Мусульманское духовенство» или (применительно к Троице) «Христианские боги». Сами термины «церковь» и «священство» несут мощные специфические культурные и структурные коннотации, и явления, к которым они применяются, во многом отличаются от функциональных эквивалентов в других религиозных системах. Интеллектуальные, идеологические, нравственные и организационные особенности, которые характеризуют их, являются специфическими для христианской традиции, и использование этих терминов ведёт к путанице, неправильным представлениям и ложным ожиданиям от других религий и, как следствие, к подозрениям и, вероятно, враждебности.