Мироутверждающие религии встречаются с нетерпимостью, даже невзирая на то, что они в целом склонны одобрять просвещённые светские ценности. Несмотря на их в целом положительное отношение к миру, они могут считать своей миссией продвижение изменений в обществе, особенно в таких областях жизни, как здравоохранение, образование и религиозная свобода, составляющих центр их собственных отличительных ценностей. Ключевым моментом противодействия, которое они встречают, является то, что такой тип религии заявляет о себе как о достаточном средстве реализации тех благ, которые связаны с каждодневным преуспеванием в области здоровья, компетентности, эффективности в работе, в области практической смётки и, возможно, даже в области благосостояния — в общем, с лучшим образом жизни в мире. Люди традиционных взглядов считают подобные вещи слишком обыденными, не подходящими для того, чтобы о них заботилась религия — отсюда обвинение этих движений в том, что они «вообще не религии». Эти религии, как правило, отказываются от традиционных и эмоциональных аспектов главных направлений Христианства. Для них характерен более системный и рациональный подход к духовному, и они усматривают связь между духовными знаниями и каждодневным улучшением состояния дел человека. Разумеется, будучи разными религиями, они используют разные техники для высвобождения духовной энергии и объясняют свой успех разными терминами, ссылаясь на свой собственный набор доктрин. Но социологически — и определённо с точки зрения религиозной свободы и прав человека — эти религии предлагают людям чёткую интерпретацию жизни и духа. Они обычно предоставляют практическую поддержку, предлагая методы достижения более высоких духовных состояний, в результате чего достигаются каждодневные душевные и материальные блага. Некоторые из ранних образцов мироутверждающих религий использовали христианский подход, предлагая свою ориентацию — например, Христианская наука и разные направления Нового мышления, такие как Единство и Божественная наука. Более поздние религии, которые мы можем считать мироутверждающими, не исходят из христианской традиции. В их число можно включить Саентологию, в то время как в других случаях мироутверждающие религии произошли из восточных религий, как, например, в случае с Сока Гаккай (Нитирен-Буддизм) и с Трансцендентальными медитациями Махариши.